Перейти на начало

Медиатека ЛОИРО

Словарь
База Данных Медиа
Каталоги
Копилка опыта
Полезные материалы по Медиа
Отзывы методистов на диски
Вопросы и ответы
Свой отзыв о диске






Методические рекомендации по применению дисков:

История:

"Русская иконопись XI - XX веков"

Рецензент: Иванов О. В. ,
преподаватель кафедры методики
обучения истории и обществознанию,
РГПУ им. А. И. Герцена

Мультимедиа энциклопедия, содержащая около пятисот иконописных произведений различных авторов и школ. В продукте можно выделить три блока: 1. техника иконописи, 2. видеоряд из конкретных произведений иконописи, 3. история иконостаса. Первый блок - это видеосюжеты, сопровождающиеся дикторским текстом, об этапах работы над созданием иконы: о подготовительных работах, иконописных подлинниках, золочении, о создании окладов. Во втором блоке программы можно познакомиться с изображениями русских икон XI - XX веков, при необходимости изображения можно увеличивать для детального рассмотрения. Каждый памятник иконописи сопровождается описанием иконы, текстами о сюжете иконы, о данной иконописной школе, авторе. Многие искусствоведческие и связанные с культом понятия представлены в виде гипертекста, это дает возможность вызывать другой текст, раскрывающий смысл того или иного понятия. При знакомстве с текстом об иконописной школе возможен просмотр соответствующего видеосюжета. Третий блок программы - это также видеосюжеты с дикторским текстом об истории возникновения иконостаса, о рядах иконостаса: праотеческом, пророческом, праздничном, деисусном, местном.
Продукт позволяет осуществлять удобный поиск необходимых памятников по ключевым словам. В программе предусмотрена так же и фильтрация иконописных произведений: по векам (иконы XI века, XIV века, др.), по авторам (иконы Феофана Грека, иконы Дионисия, Симона Ушакова, иконы неизвестных авторов), по сюжетам (образы Богоматери, образы Спаса), по школам (иконы новгородской школы, московской школы, др.).

Вверх

"ART. История Искусств (Версия 2.0)"

Рецензент: Иванов О. В. ,
преподаватель кафедры методики
обучения истории и обществознанию,
РГПУ им. А. И. Герцена

Продукт, представляющий собой мультимедийную энциклопедию по шедеврам мировой культуры от древнейших времен до наших дней. В ней собрано тысяча шедевров живописи, архитектуры, скульптуры четырехсот выдающихся мастеров из двадцати двух стран четырех частей света: Европы, Азии, Африки и Америки. Представлены шедевры восьмидесяти эпох, школ, стилей, в том числе Древнего Египта, Древней Греции, Эпохи Возрождения, Импрессионизма. Выбор памятника искусства возможно производить по эпохе, по периоду времени, по стране. Любой из шедевров может быть выбран для подробного рассмотрения, программа дает возможность для качественного просмотра изображения. Можно получить список шедевров выбранного автора и информацию по нему.
Большинство памятников сопровождается подробным описанием, можно получить дополнительную информацию по эпохам, школам и стилям, периодам времени и странам. Существует возможность быстрого поиска информации. Шедевры могут быть отсортированы по названиям, именам авторов, периоду времени, стране или виду искусства. В программе предусмотрено использование двух языков: русского и английского. При помощи звуковой платы демонстрация шедевров сопровождается классической музыкой. В программе имеются видеоклипы.

Вверх

" Династия Романовых. Три века Российской истории"

Рецензент: Иванов О. В. ,
преподаватель кафедры методики
обучения истории и обществознанию,
РГПУ им. А. И. Герцена

Историческая энциклопедия (Multi Media) о личной жизни правителей России, обстоятельствах их воцарения, об их реформах, походах и войнах. Энциклопедия содержит: около тридцати минут озвученного видео, более восьмисот исторических статей и биографий, анимированные карты военных действий, хронологию событий за триста лет правления династии Романовых, изображения сокровищ Оружейной палаты. Главное меню предоставляет возможность выбрать один из режимов просмотра - в программе существует три раздела: "Цари и Императоры", "Хронология исторических событий", "Сокровища Оружейной палаты".
Выбрав раздел "Цари и Императоры", можно узнать об истории правления каждого из русских самодержцев. Данный блок содержит тексты о правлении царей и императоров, тексты, рассказывающие о современниках того или иного правителя, о соответствующих исторических событиях и личных вещах, принадлежащих одному из Романовых. Тексты о правлении Романовых при желании можно сопровождать звуковыми фрагментами, вызвав дикторский текст, или видеофрагментами. Все тексты снабжены изобразительной наглядностью: художественные картины (репродукции), учебные картины (событийные и типологические), портреты, документальные фотографии. В данном разделе программы имеются анимированные карты военных действий, позволяющие проследить за развитием событий в той или иной войне.
Для работы с информацией раздела можно использовать так называемые активные зоны изображений и текста, при попадании "мышью" в активную область курсор сменяется со стрелки, например, на "лупу". В тексте активные зоны выделены цветом, цвет означает тип активной зоны. Красные активные зоны позволяют вызвать окно с дополнительной информацией, например, по какому-либо понятию ("полки иноземного строя") или с изображением упоминаемого в тексте события ("венчание на царство Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича").
В раздел "Хронология исторических событий" включены события истории России 1613 - 1917 годов, представленные в хронологическом порядке. Каждое историческое событие обозначено "иконкой", отражающей событие, под "иконкой" - указана его дата. Нажав на "иконку", можно получить окно с дополнительной информацией по данному событию, в том числе это могут быть анимированные карты события (карта Отечественной войны 1812 года) или дикторский текст.
Раздел "Сокровища Оружейной палаты" содержит план Оружейной палаты Московского Кремля, на котором показано расположение некоторых её экспонатов. Экспонаты - это известнейшие царские и императорские регалии. Программа позволяет получить увеличенное изображение каждого из экспонатов, а также перейти в раздел с описанием времени правления самодержца, которому принадлежал данный предмет, вызвать статью, рассказывающую о предмете. Изображения экспонатов могут сопровождаться видеофрагментами и дикторским текстом.
Продукт дает возможность осуществлять поиск слов и словосочетаний в тексте, а также содержит дополнительный раздел "Морфинг" - в окне можно увидеть последовательную смену изображений российских самодержцев.

Вверх

"Всемирная история в лицах. XVIII век. "

Рецензент: Иванов О. В. ,
преподаватель кафедры методики
обучения истории и обществознанию,
РГПУ им. А. И. Герцена

В программе представлено сто пятьдесят исторических деятелей, деятелей культуры, науки, людей, оставивших след в истории XVIII века, начиная от королей и императоров до предводителей восстаний и знаменитых пиратов. Кроме персоналий представлены так же наиболее значимые исторические события, такие как Великая французская революция, Война за независимость североамериканских колоний и др.. Материал программы охватывает события и личности всех континентов.
Для удобства пользования в программе имеется панель, где материал программы расположен в алфавитном порядке, что значительно облегчает поиск. По каждой персоналии представлены текст биографии и иллюстрации (портреты, автографы). В тексте программы имеются понятия, имена в виде гипертекста, выделение которого вызывает другой текст, который позволяет более подробно ознакомиться с содержанием понятия или биографией исторического деятеля. Если речь идет о художнике, то в программе представлены его произведения, если о композиторе - то музыкальные фрагменты.
Кроме биографий в некоторых случаях даются более подробные описания каких-либо знаменитых событий, связанных с данным историческим лицом. Программа содержит раздел "дополнительные сведения", откуда возможен вызов, например, видеосюжетов из художественных фильмов, отрывков музыкальных произведений, др.. В программе имеется хронологическая таблица наиболее значимых исторических событий.

Вверх

" История России: XX век."

Рецензент: Иванов О. В. ,
преподаватель кафедры методики
обучения истории и обществознанию,
РГПУ им. А. И. Герцена

Компьютерный (мультимедиа) учебник, состоящий из компьютерной программы и брошюры. Продукт одновременно является и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником и учебным видеофильмом. Данное издание может быть использовано и в качестве энциклопедии, так как содержит поисковую систему.
Главное окно программы - вид на условный школьный кабинет. Здесь располагаются кнопки для управления программой, из главного окна можно осуществить вызов необходимой функции программы. Продукт состоит из восьми основных модулей: 1. лекционное изложение курса истории России XX века по разделам и параграфам (278 мультимедийных лекций общей продолжительностью 24 академических часа); 2. тексты важнейших документов; 3. исторические персоналии; 4. терминологический словарь; 5. историческая хронология; 6. исторические карты; 7. фонодокументы; 8. обучающие тесты. С частью модулей программа позволяет работать как изолированно, так и комплексно с лекционным изложением курса. Например, с историческими персоналиями или терминами можно познакомиться как путём вызова данных модулей из главного окна программы, так и в любой момент прослушивания лекции, приостановив её и вызвав соответствующую функцию.
Главным модулем программы являются мультимедийные лекции, разделенные на разделы, параграфы, подпараграфы (раздел I - "Россия в 1900 - 1916 годах", параграф 3 - "Политическое развитие: Россия в начале XX века", подпараграф 1 - "Политический строй", подпараграф 2 - "В.К. Плеве против С.Ю. Витте" и т.д.). Лекции сопровождаются различной наглядностью: изобразительной (рисунки современников, документальные фотографии и кинофильмы, репродукции) и условно-графической (анимированные карты, динамические схемы и графики). При прослушивании подпараграфа "Политический строй" демонстрируются, например, репродукция картины И.Е. Репина "Торжественное заседание Государственного Совета" и динамическая схема политического строя России в начале XX века: При работе с тем или иным подпараграфом предоставляется возможность познакомиться с различного рода дополнительным и справочным материалом. Какую именно информацию можно услышать, посмотреть или прочитать в данный момент по заинтересовавшему историческому сюжету - подсказывает "бегущая строка". Для того чтобы воспользоваться этой возможностью, следует остановить лекцию и открыть то окно программы, на которое указала "бегущая строка".
В модуле важнейших исторических документов собрано более пятисот текстов различного характера: юридические и нарративные источники (современники о Николае II: А.Ф. Кони, П.Н. Милюков; речь Николая II перед представителями земств 17 января 1895 года). Программа содержит также портреты и биографии более семисот исторических деятелей.
Мультимедиа учебник предусматривает возможность работы с терминологическим словарем, при этом можно просмотреть сразу два термина(это удобно для сравнения близких по смыслу понятий). В любой момент прослушивания подпараграфа и из главного окна можно вызвать модуль исторической хронологии, где представлены даты и события с 1900 года по 1997 год. Модуль исторических карт содержит карты боевых действий в период Русско-японской войны, I-й мировой, Гражданской войн и Великой Отечественной Войны, более тридцати карт - анимированные.
Особый интерес представляет модуль фонодокументов - это семьдесят уникальных фонограмм: выступления, обращения и речи исторических деятелей разных периодов (речь П.Н. Милюкова в Государственной Думе, запись 1909 года); воспоминания участников исторических событий, сопровождающиеся репродукциями (старейший член партии Е.М. Широков вспоминает о расстреле мирной демонстрации 9 января 1905 года, запись 1966 года); авторские чтения, сопровождающиеся фотодокументами (С. Есенин читает монолог Хлопуши из поэмы "Пугачев", запись 1922 года, К. Симонов читает стихотворение "Жди меня", запись1962 года); популярные песни различных периодов ("Варшавянка", 1897г., "Марш Буденного", 1919г., "Синий платочек" в исполнении К. Шульженко, "Молитва" в исполнении Б. Окуджавы); гимны (Гимн Российской империи, Гимн СССР различных редакций).
Проверка усвоения материала осуществляется в процессе ответов на тестовые вопросы. В программе используются тесты различной типологии. Простейшим является тест с выбором одного или нескольких вариантов ответов из предлагаемого набора. Второй тип вопросов - приведение в соответствие таблиц. Третий тип вопросов - выбор названия термина по его описанию: из списка предлагаемых альтернатив надо выбрать ту, которая соответствует приведенному описанию. Четвертый тип вопросов - кроссворды. Тестовый контроль возможен после прослушивания каждого подпараграфа программы и параграфа в целом. Правильность ответов оценивается в пятибалльной системе после каждого параграфа.
По завершении работы с каждым подпараграфом программа дает возможность составить его краткий план-конспект, т.е. выполняет функцию ученической тетради.
Продукт содержит удобную систему поиска информации по ключевым словам или фразам. После введения искомого слова или словосочетания ("Троцкий", "НЭП") программа формирует список найденных фрагментов учебника, в которых встречается искомое словосочетание. В список могут попасть ссылки на основной текст учебника (лекции), документы, персоналии, хронологию. Для просмотра результатов поиска надо вызвать необходимый фрагмент.

Вверх

" Репетитор по Истории Кирилла и Мефодия"

Рецензент: Иванов О. В. ,
преподаватель кафедры методики
обучения истории и обществознанию,
РГПУ им. А. И. Герцена

Программа в основном ориентирована на подготовку учащихся к экзаменам за курс средней (полной) школы и в высшие учебные заведения. Учебный материал в программе представлен в виде тестов, куда вошли те вопросы, которые по статистике многих российских учебных заведений вызывают наибольшие затруднения, которые чаще встречаются в экзаменационных билетах.
Тестовые задания однотипны: вопросы, предусматривающие четыре варианта ответов, из которых школьник выбирает одно или несколько нужных ему решений. На все вопросы тестов в программе даны подробные ответы, что дает возможность быстро освоить большой объем информации и систематизировать полученные знания. Учащийся может получить пояснения по любому вопросу как перед выполнением тестового задания, так и после работы с ним. При необходимости можно повторить вопрос, например, при неудачном ответе на него. Все тестовые задания сгруппированы по разделам и охватывают время от периода Древней Руси до России в XX веке. При завершении работы с разделом программа показывает результат тестирования в виде количества заданных вопросов и количества правильных ответов. Продукт позволяет выбрать учебный режим в соответствии с потребностями учащегося (тренинг, "экзамен"), моделирует "живое" общение с педагогом, которого можно выбрать, поменять и даже отказаться от его услуг.
Резюме. Модель урока истории с использованием новых информационных технологий во многом определяется дидактическими возможностями педагогических программных средств (ППС). Проанализированные программы по истории можно отнести к трём типам компьютерных программ: информационно-справочные, контролирующие, учебные пособия. Подавляющая часть программных продуктов - информационно-справочные ("Русская иконопись XI - XX веков", "ART. История Искусств (Версия 2.0)", "Династия Романовых. Три века Российской истории", "Всемирная история в лицах. XVIII век"), представляющие собой мультимедийные энциклопедии. В основном такие продукты ориентированы на те группы потребителей, которые имеют компьютеры дома, и предназначены больше для индивидуальной работы. Однако энциклопедии можно использовать и в компьютеризированном классе.
Все рассмотренные энциклопедии имеют приблизительно одинаковую структуру: 1. главное меню программы, из которого возможен вызов необходимых функций программы; 2. основной материал программы, расположенный в определенной последовательности или сгруппированный в блоки, разделы; 3. дополнительный и справочный материал, вызов которого возможен из главных модулей программы; 4. система поиска интересующих объектов. С точки зрения дидактических возможностей эти программы имеют ряд достоинств:

  • высокая степень наглядности предлагаемого материала (используются изобразительная, условно-графическая наглядность), а также высококачественная демонстрация изображений и возможность детального (иногда трехмерного) изучения объектов;
  • возможность ознакомиться с дополнительными материалами, не входящими в школьные учебники и хрестоматии;
  • подготовка урока истории с максимальной дифференциацией процесса обучения за счет возможности организовать работу каждого учащегося (групп учащихся) с различными модулями программы;
  • удобная система поиска интересующих объектов способствует формированию умений учащихся работать с большими объемами информации;
  • усиление мотивации обучения за счет мультимедийных средств программ.

Мультимедиа энциклопедии имеют и существенные недостатки, затрудняющие использование их на уроках истории:

  • содержание материалов таких программ, как правило, не совсем соответствует типовым (государственным) учебным программам по истории, все цели обучения, поставленные в рамках данной предметной области, не могут быть реализованы через данное содержание;
  • материалы энциклопедий не всегда учитывают возрастные особенности учащихся и вообще не учитывают их познавательные возможности;
  • структурно содержание программ таково, что не все его компоненты можно логично вписывать в ткань урока, возможно использование только отдельных модулей на уроках истории, т.е. материал часто подается не правильно с точки зрения методики обучения истории;
  • отсутствуют контрольные задания для закрепления знаний и умений;
  • отсутствует диалоговый режим связи компьютерной программы с обучаемым, т.е. отсутствует консультирующая, результативная и другая связь с учащимся;
  • нет обратной связи, т.е. возможности осуществить коррекцию самим учащимся допущенных ошибок в ходе изучения материала.

Таким образом, мультимедиа энциклопедии по сути своей нельзя считать педагогическими программными средствами, хотя и возможно использование их отдельных компонентов в обучении истории.
К контролирующему типу программ относится программный продукт "Репетитор по Истории Кирилла и Мефодия", непроанализированная в данной аннотации программа "Тесты по истории России (IX - XVII вв.)" и ряд других подобных программ.
Данный тип программ (контролирующие) возможно использовать когда перед учителем стоит задача проверки уровня обученности по истории. Основной компонент всех этих программ - различные тестовые задания. Достоинствами таких программных продуктов являются:
1.возможность проверить наличие и качество знаний по определенной тематике сразу у большого числа учащихся;
2.объективная оценка знаний в соответствии с достижениями школьниками тех или иных критериев;
3.оперативный контроль знаний;
4.осуществление контроля на дополнительных занятиях с отстающими, при подготовке к экзаменам (как при итоговой аттестации за курс средней школы, так и при поступлении в ВУЗы);
5.возможность самоконтроля для учащихся, в том числе и при самостоятельной работе;
6.использование в заданиях оптимального количества вариантов ответа на вопросы - четыре, что уменьшает вероятность простого угадывания правильного ответа.
К недостаткам проанализированных программ можно отнести:
1.не полное соответствие тестовых заданий содержанию учебного материала, т. е. использующимся в школе учебникам и программам;
2.использование однотипных выборочных тестов, как правило - это тесты различения (по В. П. Беспалько), которые вместе с заданием содержат ответы, из которых учащийся должен выбрать один или несколько. Такие задания носят в основном репродуктивный характер.
3.отсутствуют тесты на проверку сформированности умений.
Общепринятое определение "электронного компьютерного учебника" (ЭКУ) отсутствует, однако довольно распространенным является взгляд на ЭКУ, как на программно-методический комплекс, включающий в себя свойства обычного учебника, справочника, задачника. С этой точки зрения - программа "История России: XX век" - ЭКУ, причём в сравнении с другими компьютерными программами по истории наиболее методически грамотно выстроенный. Данный продукт может быть отнесен к такому типу программ как учебные пособия.
Компьютерный учебник по истории XX века позволяет в относительно полной мере использовать современные информационные и мультимедиа технологии, предоставляемые компьютером. С точки зрения дидактических возможностей данный ЭКУ имеет кроме всех перечисленных выше достоинств мультимедийных энциклопедий следующие собственные достоинства:

  • содержание материалов мультимедийного учебника полностью соответствует государственной учебной программе по истории, утвержденной Министерством образования РФ;
  • учебник предназначен для конкретных возрастных категорий учащихся (15 - 17 лет, учащиеся 10 - 11 классов - при линейной структуре исторического образования; 14 -15 лет, учащиеся 9 классов - при концентрической структуре);
  • изучение материалов учебника возможно осуществлять на различных уровнях сложности (3-и уровня), то есть программа гибко ориентирована на различные познавательные возможности учащихся;
  • структура ЭКУ позволяет организовать работу учащихся со всеми модулями программы по индивидуальным заданиям, что способствует дифференциации процесса обучения истории;
  • в программе предусмотрены способы контроля и оценки уровня полученных знаний.

Главными недостатками данного электронного учебника являются те же принципы, которые отсутствуют и в других компьютерных программах по истории (информационно-справочных - мультимедийных энциклопедиях, контролирующих):

  • программой не предусматривается диалоговый режим;
  • нет обратной связи, т.е. возможности осуществить коррекцию самим учащимся допущенных в ходе изучения материала ошибок с опорой на консультирующую информацию программы. Таким образом программа не осуществляет эффективного управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

Существенно снижает образовательный потенциал ЭКУ и небольшая вариативность заданий программы - тесты трех типов.

Вверх

" Атлас Древнего мира"

Рецензент: Задоя Л.А.,
методист кафедры истории и социальных наук,
ЛОИРО

Вводный урок в 5 классе. Тема " Образование Римской империи".
Основные вопросы, рассматриваемые на уроке:
1.Географическое положение
2. Легенда об основании Рима
3. Римские цари
4. Первые римляне ( патриции, плебеи)
При изучении первого вопроса предлагается фрагмент " Карта Древней Италии", учащимся предлагаются вопросы:
1. Как называется треугольный остров около Италии?
2. Знали ли греки об этой стране?
3. Какие народности населяли Древнюю Италию?
4. Почему в центре Рима стоит статуя волчицы?
При изучении вопроса, с вязанного с римскими царями ,предлагается фрагмент " Римские правители" и задание: после просмотра фрагмента начертить схему " Органы власти и управления" и дать краткую характеристику ( царь, сенат, народное собрание)

Вверх

"От Кремля до Рейхстага"

Рецензент: Задоя Л.А.,
методист кафедры истории и социальных наук,
ЛОИРО

Урок - семинар в 11 классе по теме " Партизанское движение и советский тыл в годы Великой Отечественной войны". Работа ведется группам. Учащимся прелагается задание: просмотрев фрагменты, размещенные на диска " Партизанское движение" и " Тыл в годы Великой отечественной войны", подготовить ответы на следующие вопросы: Группа, работающая с фрагментом " Партизанское движение", готовят ответы на следующие вопросы:
1.Борьба в тылу врага. Трудности начального этапа партизанского и подпольного движения
2.Какие методы борьбы с противником применяли партизаны и подпольщики?
3. Какой вклад они внесли в общее дело разгрома врага?
Перечислите известных героев- партизан и подпольщиков
Группа, работающая с фрагментом " Тыл в годы Великой Отечественной войны", готовят ответы на вопросы:
1. Экономика в годы войны
2. Политика
3.Наука и культура в годы войны
В ходе семинара учащиеся делают необходимые записи в тетрадях

" Энциклопедия истории России 862- 1917г.г."

Рецензент: Задоя Л.А.,
методист кафедры истории и социальных наук,
ЛОИРО

Целесообразно использовать для самостоятельной работы, отдельные фрагменты - на уроке.
Вводный урок по истории Отечества в 6 классе "Школьникам об отечественной истории". Цель урока -обобщить и систематизировать знания учащихся об основных периодах развития человеческого общества, показать значимость изучения отечественной истории.
План урока:
1. Значение изучения отечественной истории
2. Основное содержание курса " История Отечества".
При изучении второго вопроса, где речь идет о содержании курса ( История России с древнейших времен до конца XYIII века), включается статья, в которой содержится информация о восточных славянах ( с их истории и начинается история в 6 классе) и далее включается статья "Правители", " Современники", " Культура", " События" и учащиеся знакомятся с основным событиями, которые они будут изучать в 6 классе.
Перед просмотром учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Какие исторические события вы будете изучать?
2. С какими историческими личностями вы познакомитесь?
3. Значение изучения отечественной истории
После обсуждения учащиеся делают необходимые записи в тетрадях.

Вверх

Ленинградский Областной Институт Развития Образования
Факультет Информатизации образования
Учебно-методический кабинет Информационных и Коммуникационных Технологий
Адрес: 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,25-а , каб.30
Телефон: (812) 235-26-77 Факс: (812) 235-16-32
E-mail: media@loiro.ru