Перейти на начало

Медиатека ЛОИРО

Словарь
База Данных Медиа
Каталоги
Копилка опыта
Полезные материалы по Медиа
Отзывы методистов на диски
Вопросы и ответы
Свой отзыв о диске






Методические
рекомендации по применению дисков

Русский язык:

" 1С: Репетитор. Русский язык"

Рецензент: Попкова В.Ю.,
методист кабинета русского языка и литературы,
ЛОИРО

Содержание курса: Учебник, включающий основные разделы языкознания, каждый из которых содержит статьи по теории русского языка и практические задания; Дополнительные материалы и Подготовку к вузу.
Программа, двухуровневая, рассчитана на старшеклассников, удобна для самостоятельной работы учащихся по подготовке к выпускным и вступительным экзаменам. Уровень 2 - более сложный - позволяет подготовиться к устному экзамену по русскому языку для поступления на филологические и языковые факультеты.
Программа требует от учащегося умения владеть компьютером; удобным представляется то, что работать можно и с клавиатурой, и с мышкой.
К плюсам данной программы можно отнести следующее:
Возможность самостоятельного освоения предмета.
Информационную насыщенность. Например, в разделе "Для поступающих в вузы" представлен обширный справочный материал, включающий инструктаж и тренинг по разным формам экзамена, критерии проверки письменной работы, сведения о Московских вузах.
Наличие разделов "Словарь лингвистических терминов", "Интерактивные таблицы", "Словарь примеров", "Демонстрационные уроки", "Историческая справка" способствует расширению кругозора, углублению в материал, развитию познавательной активности учащихся.
Организацию раздела "Практикум". Для отработки навыков грамотного письма используются тексты, насыщенные орфограммами и пунктограммами, познавательные с точки зрения содержания, представляющие собой цитаты на нравственные и философские темы или высказывания известных лингвистов и писателей о языке. Важно, что решение задачи (вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания) не ограничено во времени, выполнять задание можно в любом режиме: исправлять, заменять, возвращаться к сделанному, можно сначала работать над орфографией, а затем над пунктуацией и наоборот. Вместе с заданием в окне всегда появляется инструктаж по его выполнению и предлагается опция "Помощь" - правильный ответ или комментарии к отдельной орфограмме (надо отметить, что даны формулировки, расширяющие рамки школьного подхода к орфографическим правилам - указано большинство исключений, объяснены практически все трудные случаи). За учащимся остаётся право выбора, каким пойти путём: более простым, пользуясь подсказкой предварительно, или сложным, с помощью данной опции поверяя себя. Предваряется работа дикторским чтением, что позволяет самостоятельно отрабатывать ещё один важный для экзаменующегося навык - аудирование, то есть в незнакомом чтении восприятие на слух интонационных особенностей текста. Корректно оформление задания: вставленные буквы выделяются жирным шрифтом, неверное по окончании всей работы с данной страницей подчёркивается красным цветом, следовательно, учащийся имеет возможность сам оценить свои знания.
Серьёзный тренинг - большой дидактический материал, представленный в разных разделах данной программы, позволяющий охватить все наиболее важные аспекты подготовки к экзамену по русскому языку.
Удобство работы с материалом, так как в любой теоретической выкладке встречаются выделенные вспомогательные понятия, которые при необходимости можно кликнуть и тут же разобраться в том, что было не ясно, дублируется данная возможность в "Словаре лингвистических терминов".
Продуманность дополнительных разделов, в первую очередь это "Альбом", где дан подробный перечень орфограмм и пунктограмм русского языка, а также "Словарь примеров" и "Русский язык в таблицах" (интерактивные раскрывающиеся таблицы по всем разделам "Учебника").
Возможность контроля в разных формах, в том числе и в виде специального практикума-теста.
Оформление "Комнаты отдыха": с одной стороны материалы, представленные в этом разделе, - это возможность отвлечься и немного отдохнуть, с другой - смешные истории, афоризмы, анекдоты, казусы, загадки связаны с лингвистикой, то есть тоже направлены на привитие интереса и развитие чутья к языку, учат логически мыслить.
Возможность постоянного обновления программы, использования самой свежей её версии.
Удобная система отслеживания отработанных тем через опции "Дневник", "Закладка", "История перемещений", позволяющая и учащемуся и педагогу планировать и рефлексировать проделанную работу.
Возможность вывести нужный материал на печать.
Осваиваясь в непростом построении материала "Репетитора", используя для этого возможности системы "Поиск", учащийся как отрабатывает навыки грамотного письма, проверяет знания теории, так и совершенствует умения в работе с компьютером - это, несомненно, ещё один плюс данной программы.
Сложности в работе с программой могут возникнуть в связи с тем, что авторы подходят к некоторым теоретическим вопросам и их практическому решению, опираясь на учебники под редакцией М.В.Панова, не имеющие грифа министерства и соответственно очень ограниченно используемые в школах, и учебно-методический комплект под редакцией В.В.Бабайцевой, в котором не все трактовки совпадают с классическими (стандартными). Сам по себе такой подход, естественно, допустим, но недостатком является отсутствие ссылок на вариативность решений.
Программу "Репетитор" хорошо иметь во всех средних общеобразовательных учебных заведениях: во-первых, данная программа поможет самостоятельно подготовиться учащемуся к выпускным и вступительным экзаменам по русскому языку; во-вторых, демонстрационный материал, представленный в "Альбоме", можно использовать на уроках объяснения нового в старших классах, "Историческая справка" представит дополнительные сведения для индивидуальных творческих работ.

Вверх

"Фраза": Обучающая программа - тренажёр по русскому языку

Рецензент: Попкова В.Ю.,
методист кабинета русского языка и литературы,
ЛОИРО

Содержание, вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в вуз. Программа рассчитана на индивидуальную работу.
"Фраза" легка в использовании: учащийся вводит своё имя, затем указывает учебный класс (с 1 по 9), над программой которого он хотел бы поработать, выбирает тему среди предложенных компьютером, определяет вариант задания (тип упражнения, например, в виде слова, словосочетания, предложения, пословиц и т.д.). При необходимости раскрыв опцию "Помощь" (она расположена на нижней линейке), учащийся получит подробное объяснение, как пользоваться мышью и клавиатурой при работе с программой. Простое нажатие кнопки "Дальше" вызывает на монитор новое задание. Ребёнок застрахован от неуверенных действий с компьютером опцией "Выход": достаточно кликнуть запись "Продолжить работу" или "Выбрать другой вариант", с помощью третьей записи можно выйти из программы. Простота в управлении программой позволяет использовать тренажёр даже в классах, где учащиеся недостаточно хорошо владеют навыками работы на компьютере, а также даёт возможность ученику самостоятельно освоить данную программу, создаёт для него психологически комфортные условия. Лёгкость в применении имеет и свои недостатки, во-первых, длинное высказывание появляется на экране по частям, что не позволяет создать целостное представление о его содержательной стороне, следовательно, не способствует развитию речи учащегося; во-вторых, карандашик, указывающий на место пропуска буквы или знака препинания, нельзя переставлять, что лишает ребёнка некоторой доли выбора - он должен работать только в заданном режиме.
Рабочее поле - пример и два варианта ответа - предельно функционально, строго оформлено. Выбор написания определяется с помощью мышки или клавиатуры, после определения варианта есть ещё одна возможность проверить себя - кнопка "Принять", то есть снимается напряжённость и предваряется возможная нервозность. Вызов следующего задания осуществляет сам ученик, что представляется важным, так как это позволяет каждому работать в своём темпе.
Удачно продумана система исправления ошибок: если учащийся выбрал неверный ответ, задание повторится, но выпадет окно с правилом; при повторной ошибке -программа вводит правильный ответ. На нижней линейке также находится "Подсказка", позволяющая вызвать окно с формулировкой правила до принятия решения о том, что вставить, но если учащийся воспользуется подсказкой более двух раз, оценка выставлена не будет. Примеры, где неверные написания исправлены на верные, подчёркиваются красным, что даёт возможность проследить динамику усвоения данного правила.
В случае верного выполнения задания пользователь поощряется откликом на его действия. "Молодец! Ни одной ошибки!" - для ребёнка такая поддержка-похвала очень существенна. После окончания работы с выбранной темой появляется окно, где указаны вновь имя, класс, задание, а также перечислены все ошибочные написания, подсказки к ним и выставлена окончательная отметка, уже в привычной для учащегося пятибалльной системе.
Программа соответствует заявленной в заглавии цели (тренажёр!) в построении заданий: в примерах на конкретное правило вдруг встречаются другие орфограммы (то есть невозможно выполнять задачу выбора механически); это условие также применимо и к заданиям по пунктуации, где постоянные встречаются пропуски букв.
"Фразу" можно рекомендовать для использования в любом классе для индивидуальной отработки навыков грамотного письма. Раздел "Подготовка к экзаменам" поможет организовать повторение и обобщение изученного. Программа также удобна для самостоятельной работы учащегося как на дополнительных занятиях в школе, так и в домашних условиях.

Вверх

" Уроки русского языка от Кирилла и Мефодия: 5-6 класс"

Рецензент: Попкова В.Ю.,
методист кабинета русского языка и литературы,
ЛОИРО

Программа имеет несомненные достоинства: графическое и анимационное оформление; музыкальное и речевое сопровождение.; глубина содержания; насыщенность иллюстративным материалом к урокам; большое количество и разнообразие тренировочных упражнений.
При внешней простоте окна программа даёт много различных возможностей пользователю:

  • Информация содержит рассказ о Кирилле и Мефодий, о том, что может предложить данная фирма школе; о работе с мышкой.
  • Регистрация требует внести имя.
  • Помощь - окно с разъяснениями, как выполнить данное задание.
  • Содержание представляет перечень тем (не деля их по классам), часть из них можно дробить по отдельным урокам.
  • Указатель располагает все понятия в алфавитном порядке, с его помощью можно выйти на урок, в котором впервые даётся данное понятие.
  • Урок даётся под определённым номером и сопровождается слева тремя дополнительными функциями. Интерактивная часть урока - система перемещения по содержанию урока "вперёд - назад", подача материала по желанию пользователя сопровождается дополнительными заданиями и иллюстрациями в виде картинок или дикторских пояснений, творческими заданиями в виде кроссвордов; упражнения, которые вызываются по очереди и сопровождаются словесным объяснением, после выполнения - словесная оценка, если ошибся, начинай снова; краткое обобщение и выводы по теме, которые возможно уточнить иллюстративным материалом - рисунками или дикторским текстом.
    Выполнение заданий осуществляется клавиатурой, объект выбирается наведением курсора. o Экран выбора урока построен от простого к сложному и позволяет отследить, какие темы отработаны, в каких выполнены все задания.
  • Данная программа построена на основе учебно-методического комплекта под редакцией М.В.Панова, представляющего несомненный интерес для любителей и знатоков русского языка, но не соответствующего утверждённым министерством и ныне действующим в школьной практике учебным программам по русскому языку. Этот факт не позволяет рекомендовать её для массового использования на уроках русского языка, так как понятие фонема, которое фигурирует в основе материалов данной программы, не вводится в школе (исключение составляют классы развивающего обучения, работающие в системе Эльконина - Давыдова по учебным пособиям под редакцией В.В.Репкина или М.В.Панова).

Возможно обращение к данной программе как дополнительному материалу, с учётом прежде всего её развивающей направленности и насыщенности занимательными заданиями, частично можно использовать и на уроках, но при тщательном предварительном отборе, чтобы не создавать ситуацию непонимания и запутанности. Также по названным причинам вряд ли целесообразно рекомендовать ученикам самостоятельно осваивать материал.

Вверх

"Грамотей: Эверест"

Рецензент: Попкова В.Ю.,
методист кабинета русского языка и литературы,
ЛОИРО


Программа имеет чёткую направленность - отработка грамотного письма.
Первый экран задаёт три функции: восхождение, подготовка, итоги.
Восхождение представляет следующие возможности: штурм Эвереста (тренинг по всем правилам русского языка), введение координат нового участника (пароль - набор цифр - позволяет неоднократно включаться в штурм, но при этом надо учитывать, что набор примеров меняется), выход из программы. Программа построена на работе с клавиатурой: движение стрелок вверх - вниз, вправо - влево, то есть не требует особых навыков владения компьютером, что делает её широко доступной.
Подготовка также состоит из трёх положений: работа над ошибками, отработка трудных участков, пробное прохождение новых уровней. Отработка трудных участков даёт возможность в медленном темпе выяснить и ликвидировать свои пробелы, можно вызвать правило, причём шпаргалку и текущего правила и последней ошибки. Пример со вставленным знаком или буквой замирает внизу экрана, то есть подключается зрительная память ученика. Эффективность данной работы достигается благодаря последовательной схеме: сначала основательно отрабатывается одно правило, затем другое, третье ... и, наконец, все вместе. Таким образом, постоянно идёт закрепление навыка грамотного письма. Оценка появляется в выпадающем окне - это различные слова поддержки и похвала, что стимулирует ребёнка на преодоление новых вершин и достижение успеха.
Итоги состоят из двух аспектов: результаты и ошибки. В окне "Результаты" показан общий уровень грамотности на такое-то число, что включает в себя "хорошие" (безошибочные) правила, представленные в виде диаграмм, и верные ответы, а также общую картину по отдельным правилам. В окне "Ошибки" соответственно дан перечень всех допущенных ошибок. Раздел "Итоги" позволяет и самому учащемуся и проверяющему видеть результат тренинга и прогнозировать новые направления в работе.
Особенностью данной программы можно считать необычное для школы количество правил - 105. Это объясняется "дроблением" привычных орфограмм на более мелкие (например, 13 - употребление разделительного Ъ, а 14 -употребление разделительного Ь), что позволяет отработать все нюансы написания. Формулировки даны подробно, с большим количеством примеров.
Программа предусматривает отдых на определённых уровнях, в это время просто идёт отсчёт секунд. Но как только дан сигнал "Внимание", примеры начинают появляться без участия пользователя, сразу восстанавливая рабочий темп.
Материал расположен по уровням - от простого к сложному. В режиме "Восхождение" задан достаточно быстрый темп, не позволяющий расслабиться ни на минуту, это способствует возникновению здорового азарта и соперничества с самим собой и в какой-то степени с компьютером, делая для учащегося довольно скучное занятие отработки навыков письма похожим на увлекательную игру. Закреплению написания служит постоянное повторение слов, схожих примеров, но с меняющимся порядком вариантов, что также помогает концентрации внимания и практически исключает случайные попадания в правильное написание. Работа над определённым уровнем строго ограничена во времени, что можно отнести и к плюсам, и к минусам.
Данная программа может удачно применяться не только на уроках, помогая дифференцировать процесс обучения, но и на дополнительных занятиях. А также тренинг - это прекрасная возможность самостоятельно повысить грамотность. Отличительная черта программы - направленность на контроль.

 

 

 

Вверх

Ленинградский Областной Институт Развития Образования
Факультет Информатизации образования
Учебно-методический кабинет Информационных и Коммуникационных Технологий
Адрес: 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,25-а , каб.30
Телефон: (812) 235-26-77 Факс: (812) 235-16-32
E-mail: media@loiro.ru